- -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Июнь: 1-15

 

Вятские фамилии. Интересно, что в старину Шаклеины писались, как Щеклеины... Фото из метрической книги Троицкого собора города Уржума, 1911 год (ЦГАКО)
Также недавно встретилась фамилия Вершинины, написанная как Верьшинины…

 

Архивы и генеалогия. Документы, закрытые на 75 лет...

Разберем одну ситуацию в виде задачи. В архиве хранятся личные дневники художника А., которые датируются 1955 годом. В архив обратился искусствовед, который желает ознакомиться с дневниками для написания книги о художнике А. могут ли ему быть предоставлены эти дневники?

Ответ таков. Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов. То есть созданные позднее 1948 года документы в текущем моменте имеют ограниченный доступ.
Это означает, что вы не сможете получить доступ к хранящимся в архивах документам других лиц, не являющихся вашими прямыми родственниками, если эти документы созданы в течение 75 лет до момента обращения. Это будет возможно только при наличии письменного разрешения от наследников того, чьи документы вы хотите посмотреть.

Самоучитель родоведа – Екатеринбург 2025 г., с.59-60

На скане: карточка выселяемого кулацкого семейства со всеми данными (архив ГА РМЭ). Подобные документы стали доступны только по истечении 75 лет…

 

История вятских сел: Бобино

Село Бобино – вблизи верховья речки Черной, при безымянном истоке. Погост был основан до 1615 года. Название его, по преданию, произошло от прозвища одного из наиболее богатых жителей деревни (Боба). С.Бобино сделалось центром Бобинского стана Хлыновского уезда. В 1629 г. в нем было 37 дворов, в том числе 33 двора бобыльских и 4 двора церковников. Около 1678 г. село вместе с окрестными деревнями царем отдано Вятскому епископу в вотчину. Погост впоследствии слился с ближайшими окрестными деревнями в одно село. В 17 веке через село проходила дорога на Ношульскую пристань. В 1763 г. Бобино имело 118 ревизских душ.

П.Н.Луппов. История вятских сел. Энциклопедия земли Вятской. Том 4: история – Киров 1995 г., с.162-163. Рисунок Татьяны Дедовой

 

Забытые вятские слова: «накляп» и «куричья слепота»



… Часто один или с ребятами бегал в луга. Там, напротив огорода дяди Ивана Денисовича, росла старая одинокая сосна. Стояла она «накляпом», звали мы ее Ивановой. Кругом простирался ковер всяких цветов: тут и желтая купальница, и медвянка, и красный клевер, малиново-коричневая «Куречья слепота». Росли какие-то белые цветы, похожие на укроп, сине-лиловые колокольчики. Все это густо перемешано с мелкой осочкой и с шелковыми кистями лугового мятлика. Дунет ветерок – зашевелится разноцветный ковер, и пойдут по нему рябые волны… И воздух напитан одурманивающим запахом этого многоцветья.

Александр Минин. Мы, Минины… Очерки из мемуаров Кузьмы Саввовича Минина (1887-1964), написанных в городе Уржуме в середине 50-х годов – Тольятти, 2007 г., с.30 Фото Елены Салтыковой

 

Вятские села и веси в старинных описаниях: Белохолуницкий завод



В Белохолуницком заводе 7.800 жителей, 3 церкви, 5 школ, ткацкая мастерская и школа кружевниц. Выделывается на заводе средним числом 600 тыс. пудов железа, 30 тыс. пуд. Чугунных изделий и на 60 тыс. рублей металлических изделий.

Зеленин Д. К. "Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края - Юрьев 1904 г.

На фото: вид на Воскресенскую церковь Белохолуницкого завода. Начало XX в. Церковь построена в 1861 г.; изделия холуницких мастеров

 

Вятская некрополистика. В бывшей деревне Урванцево был найден такой надгробный памятник. Фото Василия Холопова. Сам автор написал о своей находке так: «В районе бывшей деревни Урванцево, юго-западный район Кирова найден брошенный надгробный памятник Швецову Ивану Васильевичу, захороненному в 1877г. Не знаю куда обратиться для сохранения памятника»

 

Эпоха - газетной строкой. Цены на вятских базарах в годы Первой мировой войны

Хорош базар - вятские зеленщики приехали (пословица)

На рынке. В субботу, 22 августа, цены стояли следующие: мясо на вятском базаре, у приезжих мясников первый сорт (задняя часть) 18-19 копеек за фунт, сортовое от 14 до 18 копеек за фунт; в лавках у местных мясников первый сорт 22, второй 19-20 копеек, 3-17-18 копеек, телятины очень мало и цены на нее очень высоки - 28-30 копеек за фунт; баранина от 18 до 21 копеек, свинина 17-19-20 копеек, живой и колотой птицы было немало. Куры продавались от 60 до 80 копеек за штуку, цыплята от 30 копеек до 40, поросят было немного и они продавались от 1 р.50 к. до 3 рублей. Молоко утром 20 копеек за четверть, сметана 20 копеек фунт, творог 5-6 копеек фунт; топленое масло 47-50 копеек фунт, сливочное 55 копеек фунт; яйца 18-20 копеек за десяток и их было очень много. Грибов мало, а рыжиков много и недороги. Цены на муку прежние. Подвоз продуктов большой.

Северное слово (Вятка) - 1915 г. № 179

Иллюстрация: вятский базар на картине художника Алексея Деньшина

 

Как боролись с экстремистами во времена Николая "Кровавого"

19 декабря 1905 года. Господин вятский губернатор издал следующее объявление:

«В ночь на 13 декабря из склада при управлении Слободского военного начальника похищено 313 винтовки. Часть их была доставлена в ночь на 15 число в г.Вятку на квартиру Куниченко, в доме Самылова. По получении об этом сведений было приступлено к отобранию похищенных ружей, причем находившиеся в квартире люди, имея означенные винтовки в руках, оказали вооруженное сопротивление, легко ранив 2 стрелков и 2 нижних чинов. Так как вооруженное сопротивление составило тяжкое преступление, то виновные были задержаны и противу них возбуждено судебное преследование. Никакого насилия и обид чинами, сопровождавших арестованных в тюремный замок, не было учинено; из арестованных никто не был связан».

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1906 год - Вятка 1905 год, с.80

Примечание. Читая такие тексты, невольно поражаешься гуманности царского правительства эпохи Николая Второго. При этом самого доброго и кроткого царя в нашей истории заклеймили «кровавым»

 

С архивной полки. Храмы Вятской губернии в документальном описании: Спасская церковь села Вяз (1915 год)

Церковь построена в 1776 году тщанием прихожанина крестьянина Иоанна Леонтьева Санникова при пособии прихожан и пожертвований доброхотных дателей.

Зданием каменная двухэтажная с каменной колокольней в 1 связи, крепка, крыта железом.
Престолов в ней 2: в холодной церкви верхний во имя Всемилостивого Спаса, в нижней теплой в честь святителя Дмитрия Ростовского чудотворца
Утварью недостаточна и бедна.

ЦГАКО ф.237 оп.70 д.385А л.385

На фото: церковь села Вяз в наши дни. На втором этаже еще сохранились фрагменты старинных росписей, но состояние их становится удручающим год от года, и, если не принять мер к их сохранению, они останутся только на фотографиях...

 

Вятские некрополи. Чудом уцелевший надгробный памятник в ограде Васильевской церкви села Байса Уржумского района. Когда-то под ним был погребен настоятель сего храма и благочинный округа (в который входило 12 храмов) отец Иаков Редников. Имя его написано на памятнике. Кончина отца Иакова произошла в 1899 году при освящении храма в соседнем селе Кузнецово. Батюшке стало плохо, и церемония освящения храма была прервана. Из села Лаж прибыл фельдшер, но помочь ему уже не смог... Похоронен был отец Иаков в селе Байса в ограде церкви. Его сын Михаил продолжил духовное служение в селе, передав родительский дом под школу. В 1920-е годы был арестован и увезен в неизвестном направлении. До сих пор о его судьбе ничего неизвестно...

 

Вятская речь: уроки и озевище

Пришла старушка к врачу. Врач спрашивает, что с ней случилось и что болит. Старушка отвечает: «Ох, батюшка, все у меня болит. У меня простуда, а на простуде-то уроки, а на уроки-то озевище».

Осмотрел ее врач, выписал ей лекарство и вел через некоторое время показаться.
Приходит старушка во второй раз. Врач спрашивает: «Ну как помогло лекартво?»
«Хорошо помогло - отвечает старушка- очень помогло. Ведь мы на твое лекарство еще и наговаривали».

 

С архивной полки. Численность тыловых воинских подразделений времен Русско-Японской войны

Не так давно в архиве ЦГАКО встретился любопытный табель с отметками о выстрелах на стрельбищах в Нолинске в 1905 году. Кроме указания имен, фамилий и отметок, здесь, что интересно, сообщалось сколько человек участвовало на стрельбище. В те годы в Нолинске находилось два воинских взвода и караульная команда. Воинские взводы, надо полагать, были запасными подразделениями, а караульная команда занималась охраной военного имущества и охранением общественного порядка (а также, возможно, охраняла местную тюрьму). Все три военные подразделения были небольшими: в первом взводе было 26 человек, во втором - 25, в караульной команде - 32 человека (ЦГАКО ф.889 оп.1 д.18 л.146-151). Что интересно, после революции эти военные подразделения в Нолинске сохранились, только их немного "переформатировали" под новые исторические условия. В 1918 году в Нолинске было те же два взвода, уже Красной армии, и караульная рота...

На фото: Нолинск, 1918 год. Караульная рота во дворе "красных казарм" (ЦГАКО)

 

Монастыри - в школы. Монашеская жизнь после 1917 года

1919 год начался в Уржумском уезде с закрытия Куженерского монастыря. В январе 1919 года то, что осталось от бывшего монастыря, методично «добили», учредив по распоряжению Наркомпроса РСФСР Куженерский опытно-показательный городок имени 3го Интернационала – школу 2 ступени, созданную на основе бывшего Уржумского реального училища. Школа по праву «приемницы» монастыря присвоила себе все его имущество, в том числе 10 коров и 4 лошади. В трапезной (ее здание сохранилось до ныне) оборудовали зал со сценой. Закрывались по губернии и многие другие монастыри. Все чаще стали появляться по дорогам России бродячие монахи. Весной 1919 г. губернская газета сообщала: «На Вятском горизонте появились монашки-крестьянки, одетые в сукно с бархатом, в скороходовских ботинках и в белых шелковых перчатках».

На фото: поселок Куженер. Каменное здание трапезной - единственное, что осталось от обширного хозяйства Куженеркого монастыря. Ныне здание возвращено Церкви

 

Природа Вятского края в старых описаниях: река Вятка в Котельничском уезде

Единственная судоходная река Котельничского уезда Вятка входит в пределы его из Орловского уезда верстах в 20 выше города Котельнича. Она течет почти на всем своем протяжении в пределах описанного уезда, по границам его или вблизи от нея, сначала с северо-востока на юго-запад, затем, от города Котельнича, почти прямо на юг; около села Богородского (Морозовская волость) Вятка круто поворачивает на северо-восток и, описав дугу, направляется на юго-восток. В пределах уезда Вятка течет на протяжении 140 верст. Вначале она идет в низких берегах, после же впадения реки Моломы правый берег ея возвышенный, обрывистый, левый – низменный, луговой.

Из притоков реки Вятки в пределах уезда протекает только 2 более значительные реки: Молома и Пижма.

Статистика Вятской губернии. Котельничский уезд – 1894 г., с.2-3

На фото: река Вятка в современном Орловском районе

 

Хроники Вятской губернии. В благодарность за пособие - молебен

3 апреля 1904 года. Крестьяне-погорельцы починка Лежнина Яранского уезда, в благодарность за Всемилостивейше пожалованное им пособие в 800 рублей по случаю пожара отслужили благодарственный молебен о здравии Его Императорского Величества.

Адрес-календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1905 год - Вятка 1904 г., с.143

На фото: молебен на площади в Яранске перед Успенским собором. Дореволюционный снимок

 

Обычаи и традиции Вятской губернии: время свадеб

Время свадеб в Вятской губернии, как и в других местах России, начиналось после завершения полевых работ. Так, отмечалось, что в с.Истобенском Орловского уезда, «отдохнувши, одни мужики принимались за работу, а другие, у которых есть парни-женихи или дочери-невесты, затевают свадьбу». Свадьбы начинались с октября и продолжались до января. Бывали свадьбы и в феврале, но в этом месяце они и заканчивались. По статистическим сведениям, в с.Истобенском из 100 браков 77 заключаются в январе и феврале, 19 – в октябре и ноябре и только 4 ноября в остальные 8 месяцев года.

Энциклопедия земли Вятской. Том 8: этнография, фольклор – Киров 1998 г., с.314

На сканах: страницы с записями о бракосочетающихся по приходу села Волма Вятского уезда за январь 1901 года (архив ЦГАКО). По метрическим книгам, наибольшее число свадеб игралось в январе...

 

Хроника событий литературной жизни Вятки XVII - XVIII веков



XVII в. – в 60-е гг. в Хлынове составлено первое известное рукописное литературное произведение «Житие и подвиги и отчасти чудеса преподобного отца нашего архимандрита Трифона, Вятского чудотворца и начальника обители Успенья Пресвятой Богородицы, что в Хлынове», напечатано в Вятке в 1881 г.

Конец XVII -начало XVIII вв. – легенды о возникновении городов на Вятке, имевшие историческую основу, приобрели литературное оформление в летописях «Вятский времянник», «Повесть о стране Вятской», «Летописец старых лет».

1733 г. – появление в г.Хлынове Л.Горки, епископа, известного просветителя петровского времени, драматурга, основателя славяно-латинской школы для детей духовного и светского звания, преобразованной в 1758 г. в духовную семинарию – центр вятской поэтической школы

1741 г. – профессор славяно-латинской школы М.Е.Финицкий составил учебник, где поместил латинские стихи в переводе Л.Горки и автора учебника

1765 г. – первый доктор медицины, выпускник Вятской духовной семинарии К.И.Щепин прислал в подарок землякам – жителям с.Молотниково (около г.Котельнича) – Библию» с автографом, которая до сих пор хранится на Вятской земле.

1772 г. – в Санкт-Петербурге напечатано первое вятское литературное произведение «Поэма… разговор Марса, Нептуна и Росса представляющее» А.Н.Серебренникова, выпускника Вятской духовной семинарии, учителя грамматики.

1778 г. - книга «Сатирические забавные и нравоучительные эпиграммы, сочиненные в городе Хлынове Вятской семинарии префектом Антоном Поповым» вышла в свет в Санкт-Петербурге. В 1786 г. появилось второе издание сборника эпиграмм.

1780 г. – в Москве свои переводы Апулея («Золотой осел») напечатал выпускник Вятской духовной семинарии Е.И.Костров. В 1787 г. он закончил перевод первых шести песен поэмы Гомера «Илиада». По переводам Кострова русский читатель впервые познакомился с этими произведениями.

1790 г. – в ноябре А.Н.Радищев проезжал Вятскую губернию по пути в Сибирскую ссылку, в 1797 г. он возвращался водным путем. Дорожные впечатления выразил в бытовых очерках- «Записки путешествия в Сибирь» и «Дневник путешествия из Сибири».

Энциклопедия земли Вятской. Том второй: литература – 1995 г., с.531-532

На иллюстрации: путешествие А.Н.Радищева из Петербурга в Москву запечатлелось на многих полотнах. На этой картине, если не ошибаемся, запечатлелся как раз визит писателя на Вятскую землю...

 

Вятские села и веси: село Рождественское (Уржумский район)

Рождественское, с., центр Рождественского сельского округа.

Расстояние до центра района (г.Уржум) 25 км., число жителей 387 чел., расположено на высокой горе, с двух сторон окружено лесом, в 2 км. течет река Буй, которая впадает в Вятку, отстоящую от села в 3 км.
Вознесенская церковь, каменная, построена в 1820 г., приход состоял из 19 селений, в селе министерское смешанное училище. Занятия жителей – земледелие и бурлачество, некоторые грузили лес и сплавляли его, служили матросами, масленщиками на пароходах и баржах.
Согласно переписи населения 1926 г. село – центр Рождественского сельсовета, число жителей 519 чел. (106 хозяйств). В сельсовете 7 населенных пунктов, население 1680 чел.(346 хозяйств). Ныне в составе округа 4 населенных пункта: с.Рождественское, деревни – Бровцино (основана в 1682 г., до центра округа 6 км.), Мысы (3 км.), Табеково (первые упоминания в архивных документах о Табековских отарищах относятся к 1694 г., 5 км.). На территории округа СХПК (колхоз) «Строитель», средняя школа, библиотека, два медпункта. Число жителей округа на начало 2001 г. 579 чел.

Энциклопедия земли Вятской. Том первый. Книга вторая: села, деревни - Киров 2002 г., с.530-531

На фото: храм Рождества Христова в селе Рождественское (год постройки: 1820)

 

«Чище воды не будешь…» (поверья крестьян Вятской губернии)



У крестьян Уржумского уезда Вятской губернии, между прочим, существует такой обычай: перед последними вздохами умирающего ставят на окно чашку с водою. Обычай этот одним набожным стариком объяснялся так, что умирающий при этом не мучится, душа человека легче выходит на воду и что в воде она обмывается от грехов. Также местные крестьяне думают, что слезы отчасти заменяют молитву.

Источник: А.П. Грудцын, самоучка-поэт, крестьянин и его стихотворения. СПБ, издание 2е, 1874 г., с.43-44, примечание.

На фото: фрагмент экспозиции Уржумского краеведческого музея

 

История, обычаи и... атеизм. Как советская печать объясняла происхождение святых мест в Кировской области

До революции в селе Камешница проживал кулак Шешуков Филипп Яковлевич. На реке Сингиревке имел он водяную мельницу. Называлась она Усовая. Та же река крутила колеса еще нескольких мельниц, принадлежавшим другим хозяевам. Между владельцами мельниц велась жестокая конкуренция. Каждый старался привлечь как можно больше крестьян-помольцев.

Шешуков решил, ради корысти, сыграть на чувствах верующих. Возле мельницы на свои средства он построил часовню. Поводом для построения часовни стала явившейся икона, подброшенная на берег Сингиревки.
Советская власть уничтожила Шешуковых. Оставшаяся без надзора, часовня сгнила и рухнула. А в 1939 году большое половодье прорвало плотину Усовской мельницы, снесло постройки. Воспользовавшись стихией явления природы, камешницкие попы одурманили кое-кого из верующих. Это мол «божественная кара» за то, что не сохранили часовню. В 1939 году им удалось собрать молящихся по этому поводу. Холмик, где стояла часовня, объявили «святым», а воду в реке Сингиревке «исцеляющей».
Так было положено начало паломничества к Усовской мельницы. Отдельные церковники до сих пор не прочь поживиться на этом деле и всячески раздувают его. Хотя видно, что ничего таинственного и «святого» в этом источнике нет. История эта выдумана в корыстных целях сначала в Шумихе, а потом раздувалась попами.
Исполком районного совета решил запретить проведение сборищ на лугах колхоза имени Кирова.

В.Кряжев. Как возникло «святое» место Шумиха? // Путь к коммунизму (Оричи) – 1960 г. № 71. Карикатура советской эпохи

 

С архивной полки. Рапорты о находке археологических предметов в старину

Его Превосходительству господину Вятскому губернатору

Котельничского уездного исправника рапорт

Пристав 2 стана донес мне, что в апреле 1891 года крестьянин Котельничского уезда Батаевской волости, Осип Афанасьев Загребин, занимаясь рыболовством на речке Юме, около мельницы «Сарапул», расположенной в той же волости, заметил в береге блестящий предмет, на месте которого и раскопал землю. Здесь он нашел старинные вещи: 1 стальную саблю, 1 серебряное кольцо, 2 серебряные проволоки, 6 медных скобок, 2 бляхи, 2 наконечника стрел и разных мелких медных вещей, как то: кольца, пряжки, цепочки, бубенчики и др.
Имею честь почтительнейше представить данные вещи на благоусмотрение Вашего Превосходительства

№ 1288 июля 1891 г.

ЦГАКО ф.574 оп.1 д.1243 л.1

На фото: коллекция археологических предметов из экспозиции Слободского краеведческого музея:

3. Кольца
4. Крючок
8. Пряжка(?)
9. Пуговицы

 

С архивной полки. Забытые имена

Было такое имя - Протас, Протасий (в святцах христианский святой). Отсюда и произошла фамилия Протасов. Что примечательно, имя было таким редким, что в метрических книгах почти не встречается…

 

Вятская речь. "Как бутали, что приткнуться неколды было..."

В сорок третьём, как тяти не стало, дак семь зим отробила на лесозаготовках, дак шею-то потёрло. Думаёшь, легко ли елки-ти толкать?

- Как это – елки толкать?
- Лес валить да катать. Понял ли ошшо?! Отробишь день на заготовке, ак за день вся одёжа промокнёт. Сырыё-то штаны снимёшь посушить, идешь гоголястой к костру да дыгаёшь с ноги на ногу. На переодевку-то не было ничего. Всех мужиков на войне перехлопали, одна бабень осталася, дак после войны-то несколь не легче стало. Вся жизнь в работе да тиранье прошла. Кажная копейка кромозольным трудом наживалася. Вот как бутали, что приткнуться неколды было. А вы не боллё нонче изробились. Вон солнышко давно зошло, а вы ошшо валькём лежитё, протягаёся. А мы до света прежде ставывали и, пока солнышко не закатится, все сгибали. А робили все за палки да за благо. За столкё лет я вся измантулилась. Почитай, без полсотни лет на государство отхвостала. А що получила? Редикулит да горб…

Г.С.Смирнов. Словарь бабы Нюры – Киров 2013 г., с.15

 

С архивной полки. Ревизский учет населения в России XVIII-XIX веков



В XVIII-первой половине XIX века ревизский учет был основной формой учета податного и неподатного населения.
Ревизская сказка – документ, на основании которого производилось взимание подушной подати в XVIII-XIX веках. В ревизской сказке содержались сведения об одном лице или ряде лиц, составляющих одну семью. На основании каждой поданной сказки в ходе ревизии составлялись сводные ревизские сказки, содержащие обобщенные сведения отдельных сказок по селениям, волостям и уездам. В ревизской сказке последовательно перечисляются все члены семей или отдельные лица, жившие на определенной территории. Ревизские сказки, как правило, составлялись и подавались в имениях их владельцами или их приказчиками, в поселениях государственных крестьян – старостами или другими должностными лицами, отвечающими за своевременное проведение ревизий, в городах – представителями городского управления.
Ревизиями в указанный период назывались переписи податного населения, подлежащего податному обложению и воинской повинности. Единицей подушного обложения являлась ревизская душа. По собственному желанию к податному сословию причислялись лица, которым предоставлялось право поступать на службу или избирать род занятий (дети чиновников, причетников). Обязательному включению в состав податного населения подлежали лица, пропущенные по ревизии, возвратившиеся из побега, лица, у которых истек срок льготы освобождения от подушной подати, лица, возвратившие в податное сословие (например, монахи, оставившие сан).
Всего было проведено 10 генеральных (общероссийских) ревизий – в 1719-1722, 1744-1745, 1762-1763, 1781-1782, 1794-1795, 1811, 1815-1816, 1833-1834, 1850, 1857-1858 гг.

Школа краеведческой генеалогии (учебно-методическое пособие для начинающих родоведов) – М. 2018 г., с.208

Скане: фрагмент ревизской сказки Жегаловского починка Орловского уезда за 1858 год (ЦГАКО)

 

Сергей Тимофеевич Аксаков в гостях на Вятской земле



Сегодня известно, что в 1811-1815 гг. известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков трижды бывал в Уржумском уезде у своей сестры Надежды Тимофеевны, которая была замужем за сыном заводовладельца Мосолова. К сожалению, источников, которые бы пролили свет на эти события, сегодня мало. Лишь в книге Г.Ф. и З.И.Гудковых «Незаконченная повесть» С.Т.Аксакова «Наташа», которая вышла в 1988 году в городе Уфе, имеются некоторые сведения о данной теме.
Первый раз в село Буйское Сергей Тимофеевич прибыл осенью 1811 года вместе с родителями. Они отгостили у дочери – Надежды Тимофеевны Мосоловой (Аксаковой) две недели.
В своих воспоминаниях Карташевская Н.Т. (фамилия по второму браку) скупо вспоминает о приезде в Буйское брата, но тем не менее она пишет: «…Все сидели за столом, обедали, и вдруг подъезжает карета. Наташа вскочила, опрометью побежала, не видела ни ступенек, ни схода с балкона, прямо спрыгнула с него, и вот она в объятиях своих родителей, своей нежной матери и брата Сереженьки. В первый раз душа ее наполнилась какой-то благотворной теплотой, каким-то божественным чувством любви. Она ожила, проснулась после нескольких недель… Она бегала по рощам со своим братцем Сереженькой… но счастья дни скоро проходят».
Во второй раз С.Т.Аксаков был у сестры в Буйском заводе после рождения у нее сына.
Аксаков был охотником и в своих произведениях не редко обращался к этой теме. Он вспоминал и охоту на рябчиков в Вятской губернии («Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»): «…Тамошние дремучие леса, идущие непрерывно до Архангельска, населены рябчиками в изобилии… Поднявшись с земли, рябчики сейчас садятся на деревья. Тут необходимо острое зрение, чтобы разглядеть их, спрятавшихся в густой и темной зелени сосен и елей. У туземцев Пермской, Вятской и других лесных губерний способность эта развита в высшей степени, и я не один раз имел случай удивляться необыкновенной их зоркости».
В третий раз он выехал в Вятскую губернию после тревожного письма сестры в начале 1915 года. Приехав в Буйское, он не застал сестру, она уже покинула завод после смерти своего мужа.

В.А.Ветлужских. Аксаков в Буйском // Уржумская старина 2012 г. - №11, с.93-94


Назад к списку